Бережливые технологии в образовательной организации!!!
ЧТО ТАКОЕ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения. Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации. |
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;
- улучшить материально-техническую базу;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.
Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training) не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:
- выявление и устранение потерь в обучении;
- непрерывный поток обучения;
- стандартизацию учебного процесса;
- 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
- визуализацию учебного процесса;
- канбан («доска планирования») — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;
- осведомлённость и вовлечение персонала;
- кайдзен — непрерывное улучшение.
Общие рекомендации по реализации проектов
ПРОЕКТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ школа № 34
- Проект «Создание системы навигации по школе» (25.05.2020 — 07.11.2020)
(Паспорт проекта >>) - Проект «Оптимизация рабочего места заместителя директора» (02.11.2020 — 28.02.2021)
(Паспорт проекта >>) - Проект «Оптимизация рабочего места секретаря» (01.03.2021 — 15.10.2021)
(Паспорт проекта >>) - Проект «Электронная учительская» (01.10.2021 — 24.12.2021
(Паспорт проекта >>)