Бережливые технологии

Бережливые технологии в образовательной организации!!!

  ЧТО ТАКОЕ БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.
Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.
Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:

  • внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;
  • улучшить материально-техническую базу;
  • организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
  • организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
  • внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
  • развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
  • развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
  • разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.

Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training)  не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:

  • выявление и устранение потерь в обучении;
  • непрерывный поток обучения;
  • стандартизацию учебного процесса;
  • 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
  • визуализацию учебного процесса;
  • канбан  («доска планирования»)  — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;
  • осведомлённость и вовлечение персонала;
  • кайдзен — непрерывное улучшение.

Общие рекомендации по реализации проектов

ПРОЕКТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ школа № 34

  • Проект «Создание системы навигации по школе» (25.05.2020 — 07.11.2020)
    (Паспорт проекта  >>)
  • Проект «Оптимизация рабочего места заместителя директора» (02.11.2020 — 28.02.2021)
    (Паспорт проекта  >>)
  • Проект «Оптимизация рабочего места секретаря» (01.03.2021 — 15.10.2021)
    (Паспорт проекта  >>)
  • Проект «Электронная учительская» (01.10.2021 — 24.12.2021
    (Паспорт проекта  >>)